Можно ли перевозить пчел зимой

Содержание
  1. Перевозка пчел в разное время года – практические советы
  2. Когда лучше перевозить пчел
  3. Как правильно перевозить пчел в прицепе
  4. Как изготовить тележку для перевозки своими руками
  5. Перевозка пчел на медосбор – Начинающему пчеловоду
  6. Подготовка пчел к перевозке
  7. Техника перевозки пчел
  8. Перевозка пчёл: особенности, подготовка, создание комфортных условий для насекомых
  9. Особенности перевозки пчёл
  10. До какого срока можно перевозить пчёл?
  11. Как пчёлы реагируют на переезд?
  12. Подготовка к перевозке
  13. Доступ воздуха
  14. Внутренняя безопасность
  15. Максимально медленная скорость
  16. Что делать, если при транспортировке повредили улей?
  17. Подготовка пчел к зиме на улице и в помещении: советы
  18. Выбор места зимовки
  19. В гараже
  20. В погребе
  21. В сарае
  22. На улице
  23. В омшанике
  24. Лучшие ульи для зимовки
  25. Подкормка
  26. Мероприятия перед зимовкой
  27. Сборка гнёзд
  28. Утепление улья
  29. Вентиляция
  30. Обработка насекомых
  31. Советы и рекомендации
  32. Заключение
  33. Можно ли перевозить пчел зимой

Перевозка пчел в разное время года – практические советы

Можно ли перевозить пчел зимой
TweetOdnoklassniki

Перевозка пчел может понадобиться пчеловоду в любое время года. Ульи перемещают для изменения места сбора нектара, обустройства новой пасеки или при комплектовании вновь купленных семей.

Для того,чтобы перевозка ульев с пчелиными семьями прошла безболезненно для их обитателей, следует правильно подобрать время, а также тщательно подготовить пасеку и транспорт к переезду.

Когда лучше перевозить пчел

Главным условием при перевозке пчел является их возможность после установки ульев на новом месте облететь близлежащие луга и леса. Поэтому, для того чтобы транспортировать пасеку, лучше выбирать время, когда пчелы активны, а не впадают в спячку. Идеальное время – начало весны и осени.

В зимнее время перевозить пчел можно только в случае крайней необходимости. Особенно опасен для пчелиной семьи переезд в конце зимовки, когда у жителей ульев набирается большое количество каловых масс.

Если есть возможность спланировать время переезда, то лучше всего наметить его на период первых облетов пчел ранней весной. Для этого есть несколько причин:

  • небольшое количество пчел и расплода в ульях;
  • отсутствие тяжелых рамок с медом;
  • нет свежих, недавно отстроенных сот.

Менять место расположения пасеки или перевозить пчел после покупки можно любым видом транспорта, но чаще всего это делают, используя автомобильные прицепы или тележки.

Отправляясь в дорогу, рассчитайте время в пути так, чтобы оно не превышало 2 суток. Набранного корма пчелам хватает не более чем на 2-3 дня, поэтому если путешествие затянется, они могут погибнуть.

Ранней весной и при перевозке пчел осенью температура внутри улья понижается, а значит, насекомые не будут испытывать дискомфорт.

Нельзя перевозить пчел в жаркое время года и при высокой температуре воздуха. Лучше всего делать это ночью или в дождливую, пасмурную погоду. В жару пчелы могут погибнуть.

А перевозка зимой в морозные дни будет спряжена с дополнительными хлопотами.

Читать еще:  Пчеловодство: расписание на август

Как правильно перевозить пчел в прицепе

Прежде чем начать собираться в дорогу, следует знать, что новое место обитания пчел должно находиться не менее чем в 3-4 километрах от старого. В противном случае, часть пчел, или даже весь улей может вернуться на привычные луга, и вы потеряете трудолюбивую семью.

Несмотря на то, что для перевозки пчел подходит абсолютно любой транспорт, начиная от самолета и заканчивая телегой, запряженной лошадьми, чаще всего семейство перевозят в фургонах или в прицепах для перевозки пчелиных ульев.

Наиболее продвинутые пчеловоды используют для кочевки пасеки передвижные павильоны или платформы, но их сооружение или покупка требует затрат.

Перед перевозкой пчел на прицепе легкового автомобиля, его специально подготавливают и предпринимают меры по созданию насекомым комфортных условий.

  1. Чтобы не трясло – расстелите по дну автомобильного прицепа как можно больше сухой соломы или сена. Можно использовать другие материалы (изолон, минвату и др.), которые уберегут пчелиные семьи от тряски и беспокойства. Кроме того, закрепите корпуса ульев веревками или при помощи брусков к стенкам фургона или прицепа.
  2. Чем тише едешь, тем лучше – пчел нельзя перевозить на высокой скорости. Идеальные показатели – 50-70 км/ч. По проселочным дорогам следует двигаться с особой осторожностью, чтобы не растревожить семейство.
  3. Внутренняя безопасность – чтобы внутри ульев не случилось обрушения сот и рамок, из-за которого могут погибнуть пчелки, тяжелые, наполненные медом соты вынимают, а рамки облегчают и крепко фиксируют в пазах.
  4. Доступ воздуха – во время транспортировки пчелы могут начать беспокоиться и вести себя активно, из-за этого может подняться температура клуба. Перед отправкой в путь следует продумать способы вентиляции, а также устанавливая ульи в прицепе следить, чтобы расстояние между ними было не менее 15-20 см. Чаще всего пчеловоды снимают верхнюю крышку улья и накрывают открытую поверхность мелкой металлической сеткой или мешковиной. Таким образом, воздух будет свободно проникать в улей.

Читать еще:  Улей рута. Особенности конструкции и зимовки

С собой в путешествие опытные пчеловоды всегда берут необходимый инвентарь, который поможет вернуть пчел в ульи, если они начнут их покидать. Из инструментов могут понадобиться молоток, гвозди и дымарь. Также на всякий случай лучше приготовить жидкую глину для замазки щелей.

Перевозка пчел в прицепе или на платформе очень удобна. Кроме того, мобильность пасеки позволяет увеличить объемы производства меда. Как только зацветает в соседнем районе медоносный луг или поле, прицеп отправляется в путь.

Как изготовить тележку для перевозки своими руками

Тем, у кого нет возможности приобрести специальный прицеп или платформу, довольно просто можно соорудить тележку для перевозки ульев своими руками. Конструкция позволяет перевозить пчелиные домики по одному и больше в деревянном ящике. Подходит для небольшой дачной пасеки.

Для изготовления понадобится металлическая стальная рама и большие колеса. Если колеса будут маленького размера, перевозить тяжелый груз будет сложно.

К вертикальной основе рамы приваривают 2 ручки, которые по прибытию на место позволяют ровно установить улей прямо на тележке. В нижней части конструкции рядом с колесами по обеим сторонам приваривают вилку или 2 металлические трубки.

Перед транспортировкой тележку подкатывают к улью так, чтобы вилки зашли под днище домика, и он установился на конструкции. Таким образом, улей не придется лишний раз поднимать и переносить.

Если усилить ось и расширить площадь установки ульев, на такой тележке можно устанавливать несколько домиков, тем самым упростив труд по транспортировке пчелиной семьи к медоносам.

После транспортировки по приезду на новую медоносную местность, пчелиные домики нужно расставить так, чтобы они не находились под палящим солнцем. Если поблизости нет деревьев и кустарников, то ульи следует прикрыть ветками или соорудить навесы.

Читать еще:  Подкормка пчел на зиму

После выгрузки, ульи накрывают крышками и открывают летки. При этом нельзя открывать сразу все летки в домике. Пчелы должны сориентироваться на местности и облететь ее. Поэтому летки открывают по очереди с разницей в несколько часов. Такой прием позволяет пчелам не только привыкнуть к новой местности, но и не смешаться семьям.

Распаковывать ульи и устанавливать рамки можно в день приезда на место, только если пчелы спокойны и не выражают агрессивности. В противном случае нужно дать им возможность облететься, успокоиться и только тогда заняться установкой рамок.

TweetOdnoklassniki

Источник: https://bolshemeda.ru/pchelovodstvo/perevozka-pchel.html

Перевозка пчел на медосбор – Начинающему пчеловоду

Можно ли перевозить пчел зимой

Организуя перевозку пчел к источникам медосбора, например к массивам гречихи,подсолнечника, хлопчатника и т. д., пчеловод способствует значительномуповышению, медосбора на пасеке. Во время полета за нектаром пчела тратит наполет большое количество энергии, которую она восполняет за счет поедаемогокорма.

Чем дальше от пасеки удалены медоносные растения, тем больше энергиизатрачивают пчелы на перелеты, тем меньше вылетов за нектаром они сделают изулья и меньше принесут в него меда. При полетах за нектаром на расстояние 1 км пчелиная семья расходуетежедневно до 200 гмеда.

Поэтому необходимо пасеки перевозить и размещать непосредственно околомассивов медоносных растений.

Перевозкапчел к массивам медоносов в весеннийи осенний периоды способствует увеличению количества пчел в пчелиных семьях,так как при поступлении в улей нектара матка увеличивает откладку яиц.Необходима перевозка пчел и для организации опыления энтомофильныхсельскохозяйственных культур.

Подготовка пчел к перевозке

Подготовка к перевозке пчел на медосбор начинается задолго до его начала. Еслипредполагается перевозка пчел намедосбор и район этот хорошо

известен пчеловоду, то в текущем сезоне можноограничиться одним-двумя предварительными выездами для проведениярекогносцировки. На этих выездах оценивают состояние массивов перед началом ихцветения, уточняют место расположения точка, состояние подъездных дорог.

Еслиесть необходимость, то проводят подготовительные работы на точке — расчисткунеобходимых участков, подготовку подставок под ульи и т. п.

Если предполагается перевозка пчел на поля с сельскохозяйственными посевами, то заранеенеобходимо уточнить у владельцев земли, где, что и на каких площадях посажено вэтом сезоне.

После этого проводят необходимое количество выездов по изучениюсостояния полей и проведению подготовительных работ.

Если в текущем году предусматриваетсянеоднократная кочевка к медоносам,то все предполагаемые места стоянок должны быть заранее осмотрены и подготовлены.Независимо от сопутствующих обстоятельств с владельцем земли заранее должныбыть согласованы место расположения точка, все вопросы с размещением и полученоразрешение на стоянку.

Это должно исключить риск обработки сельхозкультурядохимикатами в период лета пчел, а также ситуацию когда, кормовая культура(донник, экспарцет и т.д.) будут внезапно скошены в период цветения.  При необходимости юридические отношения междупчеловодом и владельцем земли могут быть оформлены соответствующим договором.

Также заранее должна быть оформлена сопроводительная документация для перевозкипчел: ветеринарный паспорт пасеки и разрешение на перевозку пчел. Все ульи,которые будут вывозиться, должны быть соответствующим образом проверены иподготовлены к перевозке.

Крайне важным моментом при этом является обеспечениенадежного закрепления рамок внутри корпусов, а также скрепление самих корпусови всего улья с учетом того, что на медосбор будут вывозиться сильные семьи внескольких корпусах.

Что касается бытовых вопросов на точке, толучше всего необходимое имущество и инвентарь подготовить заранее, а чтобыничего не забыть, нелишним будет составить список с полным перечнем всегонеобходимого. Также не помешает записать для памяти все мероприятия, которыенадо будет провести в ходе подготовки к выезду.

 Вовремя перевозки пчелиные семьи сильно беспокоятся и в улье повышаетсятемпература, что вызывает размягчение сотов. Многомедные соты и листы вощиныпод тяжестью пчел могут оборваться и придавить большое количество пчел, а иногдаи матку. Из улья перед перевозкой пчелиных семей удаляют утепляющие подушки,тяжеловесные соты и рамки с вощиной, а также соты со свежепринесенным нектаром.

После изъятия изгнезд рамок с медом гнездо укомплектовывают наиболее подходящими для расплодасотами. В том случае, когда кочевкапроводится ранней весной и пчелы еще не полностью занимают гнездо, последнееограничивают вставной доской, которую с двух боковых сторон прибиваютгвоздиками.

В том случае, когда сотовые рамки не имеютгофманских разделителей, пчеловоды используют какие-либо другие приспособления.Например, можно закреплять соты двумя планками с прибитой на них пористойрезиной.

Планки кладут параллельно одна другой поперек рамок (ближе к краю) и,слегка вдавливая в рамки, прибивают к улью. Можно закреплять рамки в гнезде спомощью специально изготовленных колышков размером 10×15×100 мм, которыевставляют в улочки между рамками с двух краев.

Чтобы такой колышек непроваливался в улочку, с торцевой стороны вбивают гвоздик и загибают в сторонурамки либо вместо гвоздика прибивают квадратик из жести.

Вентиляция гнезд — крайне необходимая мера, предупреждающаязапаривание и гибель пчелиных семей в пути. Современная конструкция ульевзначительно упрощает эту работу. На корпус улья в летнее время следуетпоставить магазинную надставку, корпус или подкрышник.

Перед погрузкой ульев натранспортное средство на гнезде наполовину загибают холстик и снимают подушку,что позволяет пчелам свободно выходить под крышку, которая снабженавентиляционной сеткой, и обеспечивает надежную вентиляцию.

Если в ульяхвентиляция отсутствует, делают специальные рамы, обитые капроновой илипроволочной сеткой.

Скреплениеотдельных частей улья.

Для скрепления напериод транспортировки улья с магазинной надставкой и крышкой, а такженескольких корпусов с крышкой используют рычажные и ленточные скрепы,различного рода хомуты.

Там, где их нет, отдельные части улья скрепляют междусобой простыми деревянными планками, прибивая их к боковым сторонам. Однаколучше всего пользоваться ленточными скрепами, изготовленными из жести илиремней.

Техника перевозки пчел

Вечером после окончания лёта пчел летки вовсех ульях закрывают наглухо и при необходимости забивают летковые задвижкигвоздями. Перевозят пчел обычновечером, а в прохладную ненастную погоду эту работу можно выполнять и днем.

Пчеловод с собой берет дымарь с гнилушками, лицевую сетку, стамеску, молоток,гвозди и размягченную глину, чтобы в случае каких-либо непредвиденныхобстоятельств оказать срочную помощь пчелам (скрепить отдельные части улья,замазать открывшийся леток или щели и т. д.).

Если перевозкаульев будет происходить по хорошей асфальтовой или грунтовой дороге, то ихв кузове или салоне машины лучше размещать передними или задними стенками походу. Сила инерции, возникающая при разгоне и торможении машины, будет давитьне на плоскость сотов, а вдоль этой плоскости, и соты, даже тяжелые, не будутразламываться.

При перевозкепчел по плохим проселочным или лесным дорогам, по которым транспортдвижется медленно, ульи ставят в машине плоскостью сота поперек движения. Втаком положении они более устойчивы к действию сил, возникающих при резкихбоковых колебаниях на ямах и буграх этих дорог.

Скорость движения машин с пчелами похорошим дорогам поддерживается в тех же пределах, что и при перевозке обычныхгрузов. Скорость движения по проселочным и лесным дорогам зависит от ихкачества, но, как правило, поддерживается в пределах 15—30 км/ч, снижаясь ещебольше в местах, где проезд затруднен.

Прибыв с пчелами к месту назначения,пчеловод снимает ульи с машины и расставляет их на специальные подставки иликолышки. Когда пчелы успокоятся, летки в ульях открывают (через один улей) идают пчелам облетаться. Затем открывают летки в остальных ульях. Во избежаниеслета пчел открывать летки во всех ульях сразу не следует.

Но если прибытиесостоялось в ночное время, то сразу после расстановки во всех ульях открываютлетки. После кочевки в течение 3—5 дней пчелы бывают сильно возбужденными инабрасываются на прохожих и соседей. Чтобы усмирить пчел, летки надо открыватьс дымарем, дым не дает им буйно выходить из ульев. Обычно достаточно бывает 3—4струй дыма.

Пчелы успокаиваются и на следующий день меньше жалят.

При первой возможности (желательно квечеру в день приезда) ульи переводят из походного положения в рабочее. Принеобходимости сразу ставят магазины с сушью, а в дальнейшем приступают квыполнению всех необходимых мероприятий по содержанию и уходу за пчелами наглавном медосборе.

В день приезда ставят прилетные доски иустанавливают общую поилку.

Если поилка будет установлена позже, то пчелынайдут воду в другом месте (эта вода может быть или очень далеко, или плохогокачества) и потом их будет трудно приучить к поилке.

При хорошем взятке (более 2 кг в день) пчелы практическине посещают поилку — находящейся в нектаре воды им будет достаточно дляприготовления личиночного корма.

При расстановке ульев на новом местенеобходимо учитывать месторасположение соседних пасек. Ставить пасеку на путиперелета пчел другой пасеки нельзя. Это может повлечь за собой драку междупчелами и гибель пчелиных семей.

Источник: https://www.sites.google.com/site/nacinausemupcelovodu/perevozka-pcel-na-medosbor

Перевозка пчёл: особенности, подготовка, создание комфортных условий для насекомых

Можно ли перевозить пчел зимой

Пчёл перевозят при покупке, переезде или для кочёвки по местам активного медосбора. Очень важно правильно организовать весь процесс и довезти до нужного места ульи и пчелосемьи целыми. О нюансах подобной перевозки — далее в статье.

Особенности перевозки пчёл

Транспортировка ульев делается в определённое время и является для пчёл стрессом.

До какого срока можно перевозить пчёл?

Пчелосемьи можно перевозить не ранее очистительного вылета весной. После него наступает самое лучшее время для перевозки ульев. Число особей в пчелосемье в это время минимально, соты не заполнены.

Свободное пространство способствует лучшей вентиляции и позволяет избежать перегрева, поэтому микроклимат в домике при транспортировке не слишком изменяется. В летнее время в ульях уже имеется много расплода и незрелого мёда, рамки не полностью заполненные. В жару насекомые могут запариться и погибнуть в отсутствие должной вентиляции.

Самым лучшим временем считается вечер и ночь или раннее утро, когда нет жары и пчёлы меньше реагируют на стресс. В вечернее время все насекомые уже завершают вылеты и находятся в домике. Весной и осенью, когда стоит пасмурная или дождливая погода, переезд делается в дневное время. Это можно осуществить, так как в такую погоду вряд ли насекомые покинут гнездо и вся пчелосемья находится дома.

Перевозки пчёл для медосбора завершают, когда подходит время зимовки и перед образованием клуба. Обычно эти насекомые собираются в клуб в октябре – ноябре. После этого не рекомендуется их перевозить. Соответственно, зимой перевозку осуществляют только в самом крайнем случае.

Как пчёлы реагируют на переезд?

При транспортировке медоносные насекомые проявляют беспокойство вследствие изменения привычной обстановки. Любые посторонние звуки (гул машины), тряска при езде, замкнутое пространство, — всё это заставляет их разнервничаться. В этом случае обменные процессы ускоряются, и потребность в кислороде возрастает во много раз. Они будут пытаться найти щель и вылететь наружу.

Возбуждённое состояние приводит к повышению температуры в улье, большему расходу мёда и повышению влажности. При высоких температурах соты могут оборваться и придавить собой обитателей улья, среди которых может оказаться и матка. В жаркую погоду без должной вентиляции пчёлы могут погибнуть вследствие запаривания.

Подготовка к перевозке

Нужно обязательно подготовить улья к перемещению и запастись всем необходимым. Перевозить их лучше всего в кузове грузовика или на машине с прицепом.

Доступ воздуха

Надо продумать вентилирование, чтобы избежать перегревания и переувлажнения. Для обеспечения хорошего поступления воздушных потоков следует прикрепить на манжеты ульев сеточные рамки или сделать в крышке небольшие окошки, которые обязательно нужно закрыть сеткой.

Можно оставить вдоль стенок узкие щели, через которые пчёлы не смогут пролезть. Правда, в этом случае они будут льнуть к щелям, желая получить побольше кислорода, но при этом перекроют его поступление внутрь своего домика.

При перевозке днём во время жары улья ставят таким образом, чтобы между рядами был промежуток 10–15 см для лучшей циркуляции воздуха. Чтобы соблюдать такое расстояние, между рядами размещают прокладку, состоящую из деревянных брусков соответствующей ширины.

Важно!Частой причиной гибели пчёл, особенно если есть расплод, является отсутствие воды: насекомым можно давать её через сетку для вентиляции.

Внутренняя безопасность

При транспортировке крылатых тружениц вместе с их домиками нужно принять такие меры:

  1. Предварительно вынуть все части улья, которые могут оборваться при тряске во время перевозки, — соты с мёдом, а также рамки, которые не нужны или плохо закреплены. Это предотвратит гибель пчёл. Все элементы, которые не являются съёмными или нужны при перевозке, должны быть хорошо зафиксированы и не болтаться во время езды. Проверьте — рамки не должны выпрыгивать из пазов и скользить в них, касаться во время транспортировки других поверхностей. Особенно это важно для ульев с большой рамкой, которая может быть опасной для насекомых. Маленькие рамки не слишком им угрожают, но вот дребезг и шум от них заставляет пчёл нервничать.
  2. Побеспокоиться следует и о собственной безопасности. Улья должны быть закрыты так, чтобы их обитатели не вылетели наружу — нервные насекомые могут ужалить любого. Если разозлённые пчёлы попадут в кабину с водителем, это может привести к аварийной ситуации. Следует взять с собой антигистаминный препарат, защитную одежду, дымарь.
  3. При транспортировке ульев больших размеров в весенний период в гнёзда следует добавить вощины. Если температурный режим при этом повышен, необходимо позаботиться о том, чтобы вверху улья было свободное пространство около 10 дм³.
  4. Если перевозка больших семей пчёл проводится в безманжетных ульях, то в них устанавливают специальные надставки.

Максимально медленная скорость

Оптимальной скоростью для перевозки ульев является диапазон 50–70 км в час. По разбитым дорогам нужно ехать особенно внимательно — не больше 15–20 км в час. При транспортировке не рекомендуется делать остановки. Если без них не обойтись, то останавливаться надо в безлюдном и тенистом месте.

Что делать, если при транспортировке повредили улей?

Необходимо, чтобы пчеловод лично сопровождал пчёл и мог быстро устранить любые трудности, возникающие при перевозке. При этом обязательно нужно проверить исправность ульев и взять с собой пасечную стамеску, дымарь (накануне обязательно заправить), защитные сетки для лица и халаты, свежезамешанную глину, паклю для заделки щелей, воду.

Если при перевозке своевременно обнаружены повреждение и образовавшиеся в связи с этим щели и проёмы, то их нужно заделать паклей и замазать глиной. Если замечено, что из улья сочится мёд или пчёлы выбираются из своего домика в меду, то, скорее всего, он был повреждён при перевозке.

Прежде всего нужно открыть летки сверху и приподнять крышку, чтобы насекомые могли покинуть улей. Когда насекомые успокоятся, их разбирают, а также удаляют оборванные соты. Умерших особей удаляют. Домик для пчёл очищают от потекшего мёда и ремонтируют.

Соты, которые испорчены, заменяют на новые, обеспечивают корма, обустраивают гнёзда и закрывают сверху крышку. Летки не закрывают. На протяжении всех работ нужно иметь зажжённый дымарь, а также воспользоваться защитными сетками и халатами.

Важно!На всякий случай нужно взять с собой и пару простыней: повреждённый улей можно накрыть мокрой тканью, чтобы предотвратить вылет пчёл.

К перевозке пчёл надо отнестись ответственно, иначе можно лишиться пчелосемей. Надо правильно выбрать время и как следует подготовить ульи, при этом позаботиться о собственной безопасности и непредвиденных ситуациях.

Источник: https://fermer.blog/bok/pchelovodstvo/pchely/soderzhanie-pchel/7586-kak-perevozit-pchel.html

Подготовка пчел к зиме на улице и в помещении: советы

Можно ли перевозить пчел зимой

Много начинающих пчеловодов обнаруживают весной большой подмор пчёл после зимовки или маленький расплод. В итоге насекомые приносят меньше мёда и страдают заболеваниями. В этой статье будут даны рекомендации, как подготовить пчёл к зиме, чтобы семейства подошли к весне здоровыми, плодоносящими и приносящими много мёда.

Выбор места зимовки

Для зимующих пчёл можно выбирают любое помещение, в котором хватает места для нескольких ульев. Главное – соблюдать в зимнем жилище пчёл следующие условия:

  • Низкая влажность;
  • Температура воздуха внутри улья и снаружи;
  • Отсутствие шума;
  • Отсутствие света.

В гараже

Если вы хотите оставить пасеку в зиму в гараже, позаботьтесь о звукоизоляции. Скорее всего, рядом есть соседние гаражи. Это значит, около вашего бокса будут регулярно проезжать автомобили. Они беспокоят насекомых. Насекомые больше едят мёд и чрезмерно нагружают кишечник. Семейства становятся слабыми к весне.

Утеплите гараж пенопластом или минеральной ватой. Теплоизоляцию нужно сделать изнутри и снаружи. Заделайте щели. Поставьте электрический конвектор и поддерживайте температуру на уровне 6-8 градусов выше нуля.

Сделайте пароизоляцию. Обшейте помещение полиэтиленовой плёнкой.

В погребе

Для зимовки пчёл в подвале или погребе постарайтесь выбрать глубокое помещение. Но если он находится почти на уровне земли, тогда придётся утеплять потолок и стены. Не забывайте, что под землёй, как правило, высокая влажность.

При большой влажности закисает пчелопродукция и образуется плесень. Крылатые трудяги умирают от голода. Дополнительно плесень ослабляет организмы насекомых. Чтобы снизить количество влаги в погребе, необходимо его осушить, прежде чем оставлять в нём пасеку. Сделайте пароизоляцию и обеспечьте воздухообмен.

В сарае

Обшейте помещение изнутри ДВП или ДСП, чтобы свет не попадал внутрь. Утеплите пол песком, сухими листьями или плотным настилом. Сделайте утепление, чтобы его можно было в нужный момент снять. Во время морозов утепляйте помещение дополнительно, а во время оттепели снимите теплоизоляцию.

Совет! Заходите в зимнее жилище пчёл, как можно реже.

На улице

Если вы оставляете насекомых в зиму на улице, поставьте улья вплотную к друг к другу в ряд. Так ветер не будет обдувать их по бокам. Чтобы домики не продувались спереди и сзади, поставьте их одной стороной рядом с кустарниками или забором, а напротив другой установите барьер.

https://www.youtube.com/watch?v=Duiqd6V1_iw

Для зимовки пчёл на воле нужно хорошо утеплить улей. Зимовка пчёл на улице может проходить на лежаках или в многокорпусных ульях. Но об этом читайте в следующем разделе.

В омшанике

Существует три вида омшаников: наземный, полуподземный и подземный. Самый лучшим вариантом является использование подземного помещения. Там стабильная температура, не проникает свет. Нужно только сделать хорошую вентиляцию.

Лучшие ульи для зимовки

Сравнивая дадановский улей и лежак как место для зимующих насекомых, пчеловоды больше склоняются к второму варианту. Зимовка пчёл на лежаках проходит сухо. В таких домиках хорошая вентиляция. Подмора всегда мало.

Если вы собираетесь использовать для зимовки деревянные ульи, то вам придётся их утеплять. Удобным вариантом для зимовки пчёл на улице без утепления являются ульи из пенополистирола. В них не нужно устанавливать боковые тёплые блоки и подушки. Материал не гниёт.

Пенопласт поддерживает стабильную температуру в домиках. Воздух внутри не нагревается и не охлаждается при том, что зима средней полосы России отличается большим перепадом температуры.

Мохнатые труженики, зимующие в домиках из пенополистирола, раньше начинают весенний облёт на 2 недели. Семейства подходят в крепком состоянии к периоду медосбора.

Ульи из ППС нуждаются в усиленной вентиляции. Иначе в домике температура будет выше нормы. Во время зимовки пчёлы расположены в клубке плотно.

Если в улье теплее, чем надо, то насекомые расползаются друг от друга и ведут себя активнее. Они быстрее тратят энергию и больше поедают мёд, чтобы её восполнить.

Во-первых, семейство ослабнет к весне из-за больших нагрузок на кишечник. Во-вторых, сэкономить мёд смысл есть.

Материал не впитывает влагу, но вся вода стекает на дно. Сделайте отверстие на дне и оставьте его открытым до весны. Леток должен быть открыт на 5 см.

Подкормка

Для одной семьи в зиму требуется оставлять 20-25 кг мёда. Количество мёда на зимовку зависит от температуры воздуха внутри улья. Если она сохраняется в норме без колебаний, то сладкая масса расходуется оптимально. При повышении или понижении температуры пчёлы поедают корм быстрее.

Нельзя давать насекомым мёд с падью. Если они будут потреблять такое питание, то в желудке образуются вещества, не поддающиеся перевариванию. Насекомые погибнут.

Проверьте качество мёда. Налейте литр негашёной извести в 2-х литровую банку, остальное заполните водой. Дайте раствору отстояться. В другой ёмкости смешайте лакомство с водой, а после залейте туда смесь с известью. Если появляются хлопья, то такой мёд не следует давать пчёлам.

Помимо мёда насекомым зимой дают сахарный сироп, канди и картофельную смесь. Чтобы приготовить сироп, вскипятите литр воды и добавьте 2 кг сахара. Мешайте, пока не образуется вязкая масса.

Медовое канди готовим из сахарной пудры, мёда, воды и уксусной кислоты. Дома сварите 2,5 кг мёда до температуры 55 градусов, чтобы убить в нём микробы. Остудите и замешайте пчелиное лакомство с сахарной пудрой. Сахар засыпайте постепенно. Всего нужно добавить 7, 5 кг. Налейте в тесто 200 мл воды и 20 мл уксуса.

Чтобы сделать корм с картофельным соком, сначала нужно готовить сахарный сироп. Пропустите очищенный картофель через мясорубку, блендер или тёрку и выделите из него сок. На один литр сиропа из сахара добавляйте 60 мл сока.

Мероприятия перед зимовкой

Есть ряд необходимых мероприятий, которые рекомендуют выполнять перед зимовкой. Сборка, утепление ульев, конструкция вентиляции и обработка насекомых.

Сборка гнёзд

Существует 3 способа сборки гнезда пчёл:

  • Двухсторонний. Вставьте в улей 8 рамок. Центральные рамки наполните мёдом на 2 кг, крайние – на 3 кг, а то, что между ними – на 2,5 кг в каждую рамку.
  • Односторонний. В первую рамку добавьте 3 кг мёда; во вторую – 1,5 кг; в третью, четвёртую и пятую – по 2 кг; в 6-ую – 2,5; в 7 и 8 – по 3.
  • Борода. Этот способ предполагает экономный расход мёда. В центральные рамки добавьте по 2 кг. Чем ближе рамки к краю, тем меньше в них должно быть мёда.

В многокорпусных ульях храните корм в верхнем корпусе, насекомых и расплод – в нижнем.

Утепление улья

На крыше улья должен быть слой снега в 50 см. Он обеспечивает теплоизоляцию.

При утеплении необходимо обшивать теплоизоляционным материалом дно, боковые стенки и верх улья. Для этой цели используйте пенопласт, пенополиуретан, плотный полиэтилен или солому, ДВП. Если будете утеплять последним, помажьте материал олифой. Не утепляйте улей слишком сильно, чтобы пчёлы не возбуждались.

Вентиляция

Вентиляция осуществляется через летки. В ульях из пенопласта циркуляцию воздуха обеспечивает, помимо летков, отверстие на дне. Во-первых, через него удаляется вода из улья. Во-вторых, домику из ППС нужна дополнительная вентиляция для поддержания температуры в норме.

Летки должны быть прикрыты от снега или дождя. В морозную погоду летник покрывается инеем, и вентиляция ухудшается. В таком случае приоткройте летки шире или сделайте отверстие в крыше.

Обработка насекомых

После сбора мёда вставьте пакетики с муравьиной кислотой в рамки. В многокорпусных ульях неделю хранят один пакетик массой 30 граммов. Это защитит летающих тружеников от клещей.

Советы и рекомендации

Подготовка пчёл к зимовке начинается с проверки расплода и маток.

Осмотрите семьи на предмет плодоносных маток. В улье должно быть минимум 4 рамки, полностью заполненных расплодом. Если его не хватает, возьмите рамки с яйцами и личинками из других ульев.

Замените старые соты. Если они тёмные, заполнены только трутнями или светлые ячейки, в которых ещё не выводились насекомые, соты нуждаются в замене. Если в таких ячейках есть расплод, то рамки с ними нужно поместить на край.

Мохнатые трудяги должны совершить облёт, пока не испортилась погода. Примерно до 25 сентября. Если они полетают, то не очистят кишечник. Тогда они будут испражняться в улье. Это приведёт к массовой гибели.

Молодые особи тоже сделать облёт перед зимовкой. Матки должны отложить яйца за месяц до последнего облёта. Если они собрали достаточно нектара к этому времени, то они сделают расплод. Если матки не сделали взяток, то покормите их.

Если в октябре стоит хорошая погода, позвольте летающим трудягам отлетаться в это время. Побудить насекомых к полёту можно стуком. Чем позже они освободят кишечник от кала, тем лучше будут зимовать.

Перенесите пасеку ближе к медоносным растениям. Тогда пчёлы обеспечат себе достаточное количество кормовых запасов и вырастят потомство к весне.

Чтобы мыши не залезли в улей, положите на летки стёкла. Лапки грызунов будут соскальзывать при попытке залезть внутрь. Сверху накройте улей мелкоячеистой сеткой.

Заключение

Резюмирую всё написанное выше:

  1. Все крылатые труженики должны совершить облёт. Желательно это сделать, как можно позже. Тогда пчёлы не будут испражняться в улье в зиму.
  2. Обеспечьте пчёлам нужные условия для зимовки: низкую влажность, наружную температуру воздуха (приблизительно 5 градусов выше нуля), отсутствие шума и света.
  3. Проверьте насекомых на наличие болезней.
  4. В августе посмотрите, какой расплод у семейств. Если он маленький, то нужно добавить в ульи рамки с достаточным количеством яиц.
  5. Не кормите изготовителей мёда зимой лишний раз.

Источник: https://DomPchel.ru/pchelovodstvo/zima/podgotovka/

Можно ли перевозить пчел зимой

Можно ли перевозить пчел зимой

Лучше и удобнее перевозить пчел весною и осенью: тогда в ульях сила невелика, время холодное, занос не очень мягок и нет опасности, что пчелы задохнутся или что соты обрушатся. Во время больших морозов не трогайте пчел с места, иначе оцепенеет много силы, когда пчелы разбредутся из гнезда по улью.

Перевозка пчел весною, осенью и зимою не требует особенных хлопот. Каковы бы ни были ульи, совершенно достаточно, если летки будут задвинуты решеткою.

Сильным затворчатым семьям можно, кроме того, оставить у за­творов щели, настолько узкие, чтобы пчелы не могли проходить сквозь них.

Бездонки же надобно обвязать повязками, а за недостатком по­следних можно заткнуть их снизу тугою вязанкою соломы или сена.

Транспорт, на котором перевозятся пчелы, должен быть толсто выстлан мятою соломою или иною подстилкою.

При перевозке пчел весною, осенью или зимою, ульи укладывают­ся на транспорт в лежачем положении, в длину один за другим, сколько помес­тится, причем необходимо перекладывать их соломою, чтобы не было толчков. В особенности надобно наблюдать, чтобы при укладке ульев соты не лежали плашмя, но ребром.

Лежаки безопаснее всего помещать на транспорт: тогда можно быть уверенным, что соты не оборвутся. Нагрузив транспорт, необходимо перетянуть ульи веревкою, прикрепляя их, чтобы они не могли шататься. Отъехавши немного, когда все осядет, перетянуть веревки туже.

Если же ульи качаются и толкают друг дру­га, то соты легко обрываются.

Но совершенно иных предосторожностей требует перевозка пасеки летом, когда время жаркое, а в ульях уже много силы и расплода и занос еще молод, ибо тогда пчелы легко могут задохнуться, а соты оборваться.

Прежде всего не следует перевозить пчел днем и в жаркое время, а только ночью, причем выбирать ночи холодные, а еще лучше — дождливые, когда и дорога бывает несколько мягче.

Бездонки надобно завязывать снизу повязками очень жидкими, а в затворчатых ульях прикрыть затворы жидким холстом или решеткой, пропускающими как можно больше воздуха. Не полагайтесь на одни решетки и ситечки в летках или щели у затворов, а поступайте следующим образом.

Бездонок, если у него занос молодой и расплод находится в самых концах сотов, переверните головою вниз и дайте в занос распорки, втыкая в каждый промежуток между сотами прут, толстый тростник или кусок рогожи, не прямо, а поперек улья, упирая концами в стенки его.

Тогда молодые соты не слягутся вместе, что иначе легко могло бы случиться, в особенности в бездонках, широких внизу. В бездонках, кото­рые имеют старый занос или не имеют внизу расплода, распорки эти излишни.

Потом обвяжите бездонок весьма жидкою повязкой, потому что под густым (плотным) холстом сильные пчелы могут задохнуться, а соты непременно оборвутся.

Таким образом снаряженные и еще до наступления ночи обвязанные бездонки надобно наклонить несколько набок, подпирая их или подкладывая внизу кирпичи, чтобы через повязку внутрь улья проникала прохлада и соты немного затвердели.

Летки не закрывайте ситечками впредь до самой укладки ульев на транспорт после заката солнца. Летом нельзя укладывать бездонки.

А должно ставить их прямо, но непременно головою внизу, а повязкою кверху, и по возможности тщательнее перекладывать мятою соломою, чтобы они не толкались.

В бортях и колодных стояках, если они имеют подвижное дно внизу, надобно отнять последнее и дать распорки, как в бездонках, а также обвязать редкою повязкою. Если же у них дно неподвижное, то нужно поотнимать затворы, затянув их потом жидким холстом.

А чтобы холст этот плотнее прилегал к краям затвора, приколотите кругом колотые лозовые прутики. Летки же следует закрыть решетками или ситечками так, чтобы проходило побольше воздуха.

Нагружая транспорт, довольно трудно поставить толстые колоды головою вниз, как бездонки, следовательно, их приходится класть в длину; но при этом необходимо по крайней мере на­блюдать, чтобы соты не легли плашмя, но ребром книзу, и чтобы подстилка не заслоняла обвязок затвора.

Во всяком случае, никто не станет таскать во время медосбора большие колоды, и я говорю об этом единственно на тот конец, если бы кому-нибудь пришлось перевозить их летом по причине перемещения пасеки.

Точно так же никто не повезет летом на медосбор больших колодных лежаков, исключая случаи перенесения в другую местность. В этом случае следует отнять оба затвора, обвязать лежак с обеих сторон повязками и, нагружая им транспорт, положить спиною вниз.

При перевозке летом дадановских ульев, стояков или лежаков следует укладывать их на транспорт головою вниз, а дном вверх, но таким образом, чтобы соты лежали перпендикулярно к дышлу – это уменьшит влияние толчков.

Кроме того, надлежит вынимать у ульев затворы и затягивать их редким холстом, который приколачивают, как выше сказано, вокруг небольшими гвоздиками сквозь колотые прутики. Можно также сделать рамку такой величины, как затвор, и, положив повязку на открытый улей, втиснуть рамку в фальц и прикрепить ее четырьмя гвоздями.

Кроме того, надобно пооткрывать клапаны в магазинах и расчистить меньшие щели у магазинных затворов, дабы пчелам было где расположиться и чтобы до них достигала прохлада. Если в даданах много меда, то нужно вынуть полные соты, а по окончании медосбора возвративши пчел домой, положить таковые обратно, буде в них предвидится надобность зимою.

В даданах, подлежащих перевозке, не следует разорять гнезда, ибо не прикрепленные к стенам соты могут оборваться дорогой. Если же какие-нибудь обстоятельства вынудят повредить занос, то необходимо дня два обождать перевозить ульи, чтобы пчелы снова прикрепили его.

Перевозя летом свежесобранные рои или пчел, ссыпанных для отводов в ульях, переносных ящиках или роевнях, следует обвязать или закрыть их таким образом, чтобы приток воздуха был как можно больше. А если рои уже помещены в ульи, то не ставьте их на транспорт стоймя, а укладывайте в длину, в противном случае пчелы легко могут задохнуться, в особенности если сила велика.

Само собою разумеется, что если приходится перевозить большую пасеку, то следует осмотреть и пообвязывать ульи днем, оставляя только летки открытыми, а вечером, когда пчела возвратится с поля, затянуть их.

Надобно осматривать каждый улей со всех сторон, чтобы не было щелей или отверстий, через которые пчелы могли бы уходить. Все это необходимо исполнить днем, ибо вечером не хватит времени, и будет сделано кое-как.

При необходимости перевозки из ульев удаляют соты с напрыском, полностью заполненные медом и недостроенные (свободное пространство заполняют пустыми коричневыми со­тами), а также утепляющие подушки и маты.

Рамки без разделителей жестко закрепляют раз­делителями; разъемные части улья (дно, корпуса, магазинные надставки, подкрышник, кры­шу) скрепляют ульевыми скрепами. Сверху пустого подкрышника или магазинной надстав­ки кладут вентиляционную сетку.

Ульи размещают на транспорте в 2—3 яруса, отделяя ряды рейками или досками.

Лучше и безопаснее всего перевозить пасеку ночью, ибо тогда прохладнее и нет опасности, что пчелы будут жалить лошадей, если ими пользуетесь. Днем же, если пчелы нападут на лошадей, может случиться несчастье, ибо тогда не удержать последних, они могут разнести воз и пропасть сами.

Волы не так боятся ужалений пчел, и потому их удобнее употреблять для перевозки пасеки, особенно днем; ночью же и для лошадей нет никакой опасности. Летом никоим образом нельзя перевозить пасеку днем; это можно делать только зимой, весной и осенью, но при этом необходимо осмотреть ульи как можно тщательнее, дабы пчелы не могли выходить наружу.

Отнюдь не следует перевозить сильные семьи летом ни днем, ни даже в теплую ночь, иначе они задохнутся или же соты обрушаться. Тронувшись с места с нагруженным пчелами транспорт, надобно ехать как можно тише, пока пчелы не привыкнут к тряске и не успокоятся несколько. Отьехав несколько метров, необходимо, как уже было сказано, перетянуть веревки.

Затем, если пчелы сильны и тяжелы и дорога ровная, можно ехать немного скорее.

Если пчелы в дороге сильно гудят и через повязку чувствителен жар, то надобно вспрыснуть повязку водою; тогда, охладившись, они успокоятся.

Но если это не помогает и из улья продолжает валить сильный жар, тогда нет спасения; остается только открыть немного повязку или затвор, а также летки, чтобы пчелы могли выйти наружу и несколько охладиться, иначе они задохнутся и обрушатся.

Само собой разумеется, что делать это можно только ночью, ибо тогда ни одна пчела не улетит, хотя они густо выступят наружу, но когда охладятся, сейчас же влезут в улей тем же путем, каким вышли из него, если вы остановитесь на некоторое время.

По той же причине не следует ничего предпринимать, если при перевозке пчел ночью некоторые из них выйдут наружу через щель, не затыкайте этой щели — и пчелы сами влезут обратно в улей. Но при перевозке пчел днем, если хотя одна из них выйдет через щель наружу, следует залепить глиною, ко­торую всегда иметь готовую, и пчелу и щель. Днем безопаснее всего вести ульи завязанными в мешках; только не всякий улей поместится в мешок.

Источник: https://beton-bilding.ru/podgotovka-k-zime/mozhno-li-perevozit-pchel-zimoj

Умный дачник
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: